Главная / РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ / Система дошкольного воспитания Монтессори: в чем суть?
Система дошкольного воспитания Монтессори: в чем суть?

Система дошкольного воспитания Монтессори: в чем суть?

Двадцать первый век недаром называют временем всеобщего обучения, поэтому самообучение, самовоспитание, саморазвитие начинать следует в раннем возрасте. Независимая, творческая, свободомыслящая личность не сможет появиться в условиях жесткого запрета. Наиболее популярной системой развития гармоничной личности стала система дошкольного воспитания Монтессори.

Существуют различные системы воспитания подрастающего поколения. Воспитывают родители, бабушки, детский сад, школа, улица, среда обитания. Когда вырастает гений из вундеркинда, все участники воспитательного процесса утверждают, что это результат их благотворного влияния. В случае сбоя в воспитании, открещиваются многие, и непременно перекладывают ответственность на «дядю», на среду, на дурную компанию.

Знатоки детского дошкольного воспитания советуют выбрать для своего ребенка садик монтессори http://cleverkids.com.ua. Преимущества воспитания по системе Марии Монтессори уже познали родители из разных стран. Ее идее вдохновляют создателей частных детских садов. Например, руководители Clever Kids подчеркивают влияние идей о саморазвитии и о самовоспитание на работу их семейного детского сада. По мере развития предпринимательской деятельности, все чаще можно встретить объявления в интернете о том, что проводится прием детей дошкольного воспитания в разновозрастные группы частного детского сада.

Развивающее пространство – понятие широкое, ко многому обязывающее организаторов детского учреждения. Просчитывать и продумывать скрупулезно следует все. Например, легкая мебель, столы для совместной работы и столики легкие, удобные для индивидуальной работы, изготовленные по специальному заказу, помогут детям быстро освоится в детском саду.

Эти предметы также выполняют образовательную роль. Ребенок учится свободно пользоваться предметами мебели, самостоятельно познает мир в том ритме, который соответствует его возрасту. В то же время малыш видит, как это делают детки чуть-чуть постарше. Познавательная деятельность каждого ребенка тесно связана с освоением окружающего мира. Предметное пространство развивает любознательность и творческую инициативу.

Свободное воспитание в комфортных условиях способствует гармоничному развитию. Роль и значение воспитателей детских садов безмерно велика, поэтому родителям важно познакомиться с ними в рабочей обстановке и уточнить важные вопросы: как им удается добиться от воспитанника послушания, если ведущим принципом является свобода, а не вседозволенность, порождающая эгоизм и капризы.

К сожалению, иногда родители не могут научить своего сына работать в коллективе, делиться со сверстниками игрушками. В Монтессори — среде малыши не бояться случайно разбить чашечку, пролить молоко, рассыпать мозаику или кубики, потому что его не ругают. Ему показывают, как ошибку исправляют. Потом он получает возможность самостоятельно исправить свою ошибку. Быть самостоятельным, чувствовать доверие взрослых и желание делать лучше становятся весомым мотивом саморазвития ребенка.

В чем суть системы дошкольного воспитания Монтессори?

Это система свободного воспитания. Но сразу стоит оговориться, потому что традиционно под свободой понимают анархию. А свобода это другое. Это то, что Мария Монтессори называла «свобода в дисциплине». Где же сходятся, казалось бы, две противоположности: свобода и дисциплина? Основные периоды особого интереса к чему-либо у ребенка проходят до шести лет. Период особого интереса к порядку и постоянству длится от о до 3 лет, причем этап наивысшей интенсивности его протекания в среднем около 2 — 2,5 лет.

Сразу необходимо отметить, что для ребенка порядок означает нечто иное, чем для взрослого. М. Монтессори говорит: «Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы — вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром». У ребенка изначально нет ничего стабильного. Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок.

Он не только обосновывает господство человека над вещами, но и способствует тому, что на его основе ребенок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе самом.

Происходит это обычным путем, в результате присвоения, обращения внешнего порядка во внутренний. Можно сказать, что в дальнейшей жизни человека внутренний порядок будет развит на столько, на сколько была упорядочена его окружающая среда в возрасте от 0 до 3-х лет. Ребенку необходим порядок в трех сферах: в окружающей его среде (в помещении), во времени, в поведении взрослых по отношению к нему.

Необходимо реализовать окружающую его среду (предметы в его квартире) таким образом, чтобы она соответствовала основным закономерностям: посуда — на кухне, обувь — в прихожей, одежда — в шкафу, игрушки — всегда на своем месте на специальных полках. Создается своеобразная «подготовленная среда» (аналогично той, которая создана в нашем центре).

Ребенок очень радуется, если снова и снова находит знакомые ему вещи на одном и том же месте (даже если вечером они были разбросаны). В этом возрасте бессмысленно требовать от ребенка соблюдать порядок самому и помочь ему в этом могут родители, поддерживая порядок вокруг него. Не менее важен для ребенка и порядок в отношении людей к предметам. Для ребенка чрезвычайно важно прочувствовать ритм своего дня. Необходимо, чтобы режим дня устраивал всех и ребенка и родителей. Индивидуальный режим ребенка необходимо поддерживать на втором и третьем годе жизни. Собственный ритм дня это «внутренние часы» великий закон времени, который важнее субъективных желаний и капризов. Для ребенка от 0 до 3-х наиболее важно прочувствовать порядок в поведении взрослых по отношению к нему. Сложившийся у него к трем годам внутренний образ порядка и будет в дальнейшей его жизни образцом. Поэтому система дошкольного воспитания Монтессори еще и оздоровительная. Если мы успеем в этот период дать возможность ребенку реализовать его потребности в порядке, то у него на всю жизнь останется желание организовать свою деятельность, достичь цели, найти путь к этой цели.

Основное правило в группе «Вместе с мамой» — свобода ребенка! Приходя в класс, он сам выбирает вид деятельности (дидактические материалы, рисование, книжки, игры с водой и т.д.), выбирает время, место, партнера. Вот свобода выбора. Но она не абсолютна. Ребенок знает, что существуют ограничения и правила, которые он очень быстро усваивает.

Большинство родителей хотят реализовать в ребенке свои нереализованные мечты. А ребенок индивидуален. И тот выбор, который он делает, не случаен. Он соответствует той программе саморазвития, которая в нем заложена от рождения. Ничего не надо навязывать ребенку, надо лишь наблюдать и помогать раскрыться тем талантам и наклонностям, которые заложены природой. Отсюда и девиз системы Монтессори — Помоги мне это сделать самому!

 

(Журнал «Дети» №10 (10) 2003 — 2004 г.)

Эту статью ищут по запросам:

  • кроватка для куклы из картона своими руками
  • как сделать из картона домик по пунктам а пато кукол из пластелина дети в школу
  • кроватка для кукол своими руками из картона
  • кукольная кроватка своими руками из картона
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
Scroll To Top