Главная / РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ / Как правильно приучать ребенка к горшку
Как правильно приучать ребенка к горшку

Как правильно приучать ребенка к горшку

Рано или поздно родителей начинает волновать вопрос, как правильно приучать ребенка к горшку. Постараемся ответить на него в этой статье.

Готовность родителей к приучению ребенка к горшку

Все говорят о готовности ребенка к обучению, но родители также должны быть готовы к нему. Многие родители испытывают беспокойство по поводу приучения ребенка к горшку. Оно может происходить из-за внутреннего стремления родителей научить ребенка успешно пользоваться туалетом «нужным» способом в «нужное» время. Работающие родители часто испытывают дополнительное напряжение, поскольку считают необходимым как можно раньше приучить ребенка к горшку, чтобы облегчить задачу няне-сиделке, или для того, чтобы отправить малыша в детский сад, куда не принимают детей в подгузниках.

Некоторые родители понимают слова «не принуждать» и «не заставлять» как «не обучать». Речь не об этом. Не смущайтесь при виде первого сопротивления ребенка. Между «обучать» и «не заставлять» существует тонкая грань. Идеальным вариантом было бы обучение без нажима.

В качестве первого шага по приучению ребенка к горшку вы должны разобраться в собственных чувствах. Если у вас возникают отрицательные чувства, постарайтесь говорить хотя бы нейтральным тоном, когда вы, например, надевайте подгузник своему двухлетнему малышу. Вместо замечаний по поводу того, какой он грязный и какой отвратительный запах, вам необходимо сказать что-то вроде: «Ого, ну и получилось же у тебя сегодня! Если бы ты сходил на горшок, тебе бы не пришлось сейчас лежать и ждать, пока я тебя вымою и переодену. В следующий раз, когда тебе захочется по большому, скажи мне, и я помогу тебе сесть на горшок».

Освоившись со своими чувствами, вы будете более готовы приучать ребенка к горшку. Когда вы начнете распознавать признаки готовности у ребенка, вам будет легче помочь ему справиться с таким важным делом.

Приучение к горшку — важный этап

Начало приучения к горшку обычно приходится на то время, когда маленькие дети начинают ощущать себя отдельными, независимыми существами. В этом возрасте они хотят большей независимости и контроля над всем, что они делают. Дети узнают, что принадлежит им и что они могут оставить себе, чем поделиться, а что выбросить. Они просто восхищаются всем, что из них выходит, и довольны своим растущим мастерством в контролировании этого.

Дети приобретают контроль над двумя отверстиями собственного тела, которые раньше функционировали автоматически. На самом деле, они бывают настолько горды этим, что хотят мочиться каждые несколько минут. Они гордятся первой серьезной обязанностью, возложенной на них родителями. Успешное сотрудничество в данном обучении способствует росту взаимного доверия. Ребенок, который раньше беспечно ел и «производил» фекалии, теперь начинает получать удовлетворение от чистоты.

Вы можете считать, что такая перемена означает отсутствие грязных подгузников. Это очень важно. Но любовь к чистоте, которая прививается ребенку в возрасте около двух лет, означает гораздо больше, чем только чистые штанишки. На самом деле это основа для будущего постоянного стремления к чистым рукам, чистой и отутюженной одежде, к опрятному дому, к дисциплинированному ведению дел. Именно во время приучения к горшку ребенок понимает, что можно делать, а что нельзя; это помогает развитию чувства ответственности и вырабатывает стремление к порядку во всем. Таким образом, приучение к горшку играет важную роль в формировании характера ребенка и способствует развитию глубокого доверия между ним и родителями. Если вы используете естественное желание ребенка стать более взрослым и самостоятельным, приучение к горшку пройдет легче для вас обоих.

Косвенные признаки готовности ребенка к горшку

В начале второго года жизни у ребенка проявляются другие аспекты готовности, которые мы обычно не связываем с приучением к горшку. Теперь у детей появляется стремление дарить подарки, они испытывают большое удовольствие от этого, хотя желают немедленно получить их обратно. Эти противоречивые чувства проявляются в том, как они протягивают гостю игрушку, но не выпускают ее из рук.

Именно в этом возрасте детям особенно нравится класть предметы в коробки и смотреть, как они исчезают и вновь появляются.

Постепенно дети все больше хотят подражать действиям своих родителей, братьев и сестер. Этот побудительный мотив может сыграть важную роль в приучении к горшку.

Дети гордятся своими навыками, которые они могут применять самостоятельно, им нравится, когда их хвалят за достигнутые успехи.

Капризы уже приученного к горшку ребенка

Дети, которых приучили пользоваться горшком в начале второго года жизни, часто внезапно меняют свое поведение. Они охотно садятся на горшок, но, пока сидят на нем, ничего не происходит. Встав с горшка, они испражняются в углу комнаты или в штанишки. Иногда родители говорят: «Я думаю, что ребенок забыл, чему научился». Скорее всего, в малыше временно возобладало чувство собственника, он просто не хочет расставаться с тем, что из него выходит. В начале второго года у детей растет стремление делать все самостоятельно, по-своему, а пользование горшком может показаться действием, которое должно выполняться только по указке родителей. Поэтому дети задерживают момент испражнения, по крайней мере, до тех пор, пока не встанут с горшка, который символизирует для них уступку родителям.

Если сопротивление продолжается много недель, дети могут терпеть не только тогда, когда сидят на горшке, но и в течение остальной части дня, если у них это получится. Этот тип запора называется психологическим.

Капризы скорее будут иметь место в первой, а не во второй половине второго года жизни ребенка. Благодаря капризам вы понимаете, что необходимо отложить начало приучения по меньшей мере до середины года и дать почувствовать ребенку, что он сам решил контролировать свой кишечник, а не поддался требованиям родителей.

От полутора до двух лет

В возрасте от полутора до двух лет большинство детей демонстрируют более отчетливые признаки готовности использовать горшок.

Они учатся понимать, что происходит с предметами, когда они исчезают из поля их зрения — исчезают насовсем или остаются там, куда их положили, даже если предмета не видно. Такой более сложный взгляд на мир является еще одним компонентом готовности приучиться к горшку. Когда дети начинают интересоваться уборкой и складыванием игрушек и вещей, они усваивают еще одно понятие: у каждой вещи должно быть свое место.

Теперь они понимают, что родители и они — не одно и то же, это растущее ощущение себя как отдельной личности способствует желанию порадовать родителей и оправдать их ожидания. В то же время дети гордятся приобретением любых умений, которые они могут выполнять самостоятельно, им нравится, когда их хвалят за какие-то достижения.

Возрастает осознание собственного тела, поэтому дети лучше ощущают, когда подходит момент и происходит дефекация или мочеиспускание. Они могут на несколько секунд замереть и прекратить игру, а после это действовать как-то неловко. Могут издавать какие-то звуки или подавать знак родителям, чтобы показать, что подгузник уже не чистый, как если бы они хотели, чтобы их вымыли и переодели. Ребенок быстрее начнет подавать такой знак, если родители мягко напоминают ему, что нужно сообщать, когда он наделает в штанишки. Немного больше времени требуется ребенку, чтобы своевременно почувствовать приближающийся момент дефекации и вовремя сообщить об этом взрослым, чтобы они помогли ему сесть на горшок. Это является еще одной предпосылкой для приучения к горшку и развитию способности контролировать отверстия своего тела.

Кроме того, совершенствуется способность ребенка к передвижению. Вновь объясните малышу, что мама и папа садятся на унитаз, что у него есть собственный стульчик или сиденье и что он должен, как и они, ходить на горшок.

Если вам не удалось уловить «нужный» момент, оставьте попытки на несколько недель, а затем мягко попытайтесь вновь, без принуждения и упреков.

Смывание в унитазе

На этом этапе не смывайте испражнения из подгузника в унитаз, пока ребенок не потеряет к нему интерес и не займется чем-нибудь другим. Большинство одно и двухлетних детей вначале восхищаются смыванием и хотят сами делать это. Но позже некоторые из них пугаются звука воды, а затем боятся садиться на сиденье. Вероятно, они боятся, что могут упасть в унитаз и их также смоет. До двух с половиной лет большинство детских психологов советует смывать содержимое горшка в унитаз в отсутствие ребенка.

Когда ребенок проявляет интерес к горшку

Если ребенок начинает проявлять интерес и сотрудничать, отводите его к стульчику два-три раза в день, особенно если он подает хоть малейший сигнал о готовности сходить в туалет. Если ребенок позволяет, чтобы его «поймали», например, после еды, или если он был сухим на протяжении несколько часов, предложите ему быть таким же большим, как папа или мама, братик, сестренка или любимый друг, но не перестарайтесь. В этом возрасте ребенку не нравится быть слишком уступчивым и соблюдать правила.

Когда ребенок самостоятельно начинает ходить на горшок

Когда вы уверены, что ребенок готов к следующему этапу — делать все самостоятельно, оставляйте его на время играть без штанишек. Поставьте рядом горшок в комнате или во дворе, где он будет играть, объясняя, что это делается для того, чтобы он ходил на него самостоятельно. Если он не сопротивляется, вы можете напоминать ему каждый час или около того, но так, чтобы ему захотелось все выполнить самостоятельно. Если ему надоест, или он будет сопротивляться, или вдруг у него не получится, вновь наденьте ему подгузник и ждите.

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
Scroll To Top