Главная / РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ / Польза развивающих игр для ребенка
Польза развивающих игр для ребенка

Польза развивающих игр для ребенка

Польза развивающих игр для ребенкаПольза развивающих игр для ребенка давно доказана. Еще знаменитые советские психологи А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин утверждали, что на каждом возрастном этапе можно выделить так называемую ведущую (основную) деятельность, и для дошкольников таким «главным делом» является именно игра. Только играя, ребенок может научиться общению, самоконтролю и умению трезво оценивать свои силы. Во время нехитрых, на взрослый взгляд, развлечений у малышей развиваются интеллект и творческие способности, формируются представления об этике и окружающем мире — в общем, переоценить этот процесс практически невозможно.  И в разные сензитивные периоды развития малыша необходимы разные игры. Главное, не смотреть на ребенка со стороны, а играть и радоваться вместе с ним!

Сказочные тропинки

Безусловно, у игры, как и у любого другого серьезного процесса, есть свои разновидности: развлечения могут быть абсолютно бессмысленными и даже вредными, а могут — яркими, необычными и развивающими. Конечно же, любым родителям хочется, чтобы их ребенок проводил время не только весело, но и с пользой. Для начала давайте устроим небольшой эксперимент: из приведенного ниже списка вычеркните те пункты, которые, по вашему мнению, категорически не являются игрой.

  1. Петь песню.
  2. Считать от 1 до 10.
  3. Рисовать.
  4. Чеканить мяч.
  5. Читать стихотворение.
  6. Играть на дудочке.
  7. Складывать из бумаги самолетик.
  8. Собирать ягоды.
  9. Кататься на велосипеде.
  10. Составлять слова из магнитных букв.

Скорее всего, вы вычеркнули 2, 5 и 10 пункты. И вы абсолютно правы — эти действия не имеют к игре ровным счетом никакого отношения, но, тем не менее, при желании даже их можно сделать веселыми и по-настоящему увлекательными для малыша. Скажем, вы пытаетесь научить кроху считать. Монотонное «1, 2, 3, … ой, забыл» способно свести с ума кого угодно! Вместо нудного перечисления лучше предложите ребенку представить себя космонавтом, сидящим в ракете: пусть проверит свой шлем (подойдет обычная шапка), «пристегнется» (покрепче затянет пояс), сосредоточится и начнет предвзлетный отсчет: один, два, три…

Пуск! Через секунду корабль приземлится на какой-нибудь загадочной планете (например, на диване), и космонавт вволю на ней накувыркается.

В «Ракету» можно играть ежедневно, главное — вносить в привычный ритуал некоторое разнообразие. Сегодня конечный пункт путешествия — небесное тело под названием «Объеденье» (завтрак, обед или ужин), завтра «домик Мойдодыра» (умывание) или, например, «Сонное царство» (кровать). Вы и сами не заметите, как лихо малыш освоит «этот противный счет».

Игра воображения

Малыши постоянно фантазируют: мальчишки представляют себя сильными рыцарями или бесстрашными супер-героями, а девочки — прекрасными принцессами или могущественными феями. Именно воображение и является основой игрового творчества. В момент таких полезных развивающей игры на ребенка перестают действовать законы обычной жизни, а на смену им приходят волшебные и необъяснимые «как будто» и «понарошку». Как ни странно, именно эти «условности» отлично помогают детям справляться с реальными делами и задачами. Однажды психологи провели забавный эксперимент: группу старших дошкольников попросили постоять спокойно в течение одной минуты. Казалось бы, ничего сложного в таком задании не было, но большинство детей с ним не справились. А вот когда взрослые изменили «правила игры» и предложили ребятам представить себя солдатами, охраняющими королевский клад, ситуация коренным образом изменилась. Все «подопытные» без проблем простояли нужное количество времени — и это, согласитесь, крайне убедительный аргумент в пользу развития воображения во время игры. Между тем, ученые утверждают, что игры современных детей, увы, никак нельзя назвать творческими. Так происходит потому, что: дошкольники испытывают серьезные «учебные» перегрузки: родители почти не играют со своими детьми в «живые», а не компьютерные игры; у малышей фактически отсутствует опыт дворовых игр; современные дети завалены игрушками; такое изобилие лишает малышей необходимости фантазировать — им не нужно «превращать» обувную коробку в дом для плюшевого мишки, а швабру в бравую лошадь.

Именно поэтому во время совместных занятий родителям нужно стараться пробудить в малыше воображение: игра должна сочиняться на ходу, постепенно обрастая новыми правилами и задачами.

Вредные советы и мудрые подсказки во время игры

Игровые задания можно постепенно усложнять, главное — не переборщить с советами вроде «делай так», «неправильно», «сейчас я тебе покажу, как надо». Дайте малышу возможность самостоятельно найти оптимальный алгоритм действий: жесткие инструкции разрушают творческий процесс, а умелые аккуратные подсказки, наоборот, подстегивают.

Конечно, четкие и простые в выполнении советы приносят нужный результат гораздо быстрее, зато они лишают детей возможности самостоятельно находить ответы и учиться получать от этого процесса исследовательское удовольствие. Безусловно, поиск правильного алгоритма займет у ребенка много времени, но и пользы от таких развивающих игр будет значительно больше.

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
Scroll To Top