Главная / РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ / Формирование бытовых навыков через игру (часть 1)
Формирование бытовых навыков через игру (часть 1)

Формирование бытовых навыков через игру (часть 1)

Формирование бытовых навыков Активность ребёнка проявляется прежде всего в форме ориентировочной деятельности. Ребёнок живо реагирует на все новые для него предметы, в особенности на движущиеся, звучащие, ярко окрашенные, поворачивается, тянется к ним, хватает их, тащит в рот, бросает на пол и на этой основе овладевает первыми действиями.

Большую роль в развитии разных видов деятельности у ребенка играет подражание. Наблюдая движения и действия взрослых, дети пытаются воспроизвести их. Повторяя свои попытки, они постепенно овладевают сложными действиями: учатся ходить, говорить, ползать, бегать, пользоваться предметами домашнего обихода, овладевают бытовыми, гигиеническими, игровыми навыками. Большое количество навыков в дошкольном возрасте приобретается в процессе игры. Игра не нуждается в достижении высоких результатов действия, не требует определённого качества его выполнения. В игре ребёнок легко мирится с приблизительным сходством действия с тем образцом, которому следует.

Содержание:

1. От 6 до 12 месяцев.
2. От 1 до 2 лет.
3. От 2 до 3 лет.

Часть 1. От 6 до 12 месяцев

1. Учимся кушать и пить из кружки

Купите ребёнку хорошую специальную “мягкую” ложечку (можно использовать чайную) и красивую, яркую тарелочку для малышей. Пусть у него будут свои столовые приборы и посуда. Обратите внимание, что посуда для малыша должна быть не бьющейся и не иметь острых краёв.

Малыши держат ложку в кулачке — это нормально. Дайте ребёнку ложку, пусть попробует зачерпнуть пищу самостоятельно. Как правило проблема возникает не столько с зачерпыванием пищи, сколько с последующей её транспортировкой и складыванием в рот. Ребёнок ещё не владеет необходимыми навыками, поэтому у него это плохо получается. Аккуратно, придерживая ручку ребёнка, помогите ему зачерпнуть пищу и донести её до рта. Будьте терпеливы, малышу требуется время, чтобы развить необходимую координацию. Заляпанный стол, одежда и перемазанное лицо — неизбежный процесс, но это доставляет малышу удовольствие, не ругайте его за это, пусть пошалит.

Сначала ребёнок будет стремиться взять еду руками — это естественно, ведь так проще. Переводите его внимание на ложку. Не начинайте сразу кормить его сами. Пока малыш голоден — он будет стремиться самостоятельно утолить это чувство и попутно освоит навык владения ложкой. Не пытайтесь быстренько сами покормить ребенка, лучше возьмите вторую ложку и докармливайте его ей.

Стимулируйте у малыша интерес к пользованию ложкой. Хвалите, говорите, какой он уже большой — сам ест. Кладите ему ложку во время каждого кормления. Ест с вашей помощью — здорово, кушает сам — ещё лучше, «орудует» и ложкой и руками — замечательно! Кормите ребёнка вместе с другими членами семьи — ведь малыши в этом возрасте с удовольствием подражают взрослым.

Одновременно с «вручением» ложки дайте ребёнку детскую кружку ( для начала можно взять непроливайку ). Налейте в неё буквально глоточек воды. При большом количестве жидкости ребёнок с непривычки может захлебнуться, ведь жидкости из кружки попадает в рот гораздо больше, чем например при сосании из бутылочки с соской. Пусть пьёт маленькими глотками и сильно не наклоняет кружку, тогда воды в рот будет попадать немного.

Каждый раз, когда ребёнок просит пить, предлагайте кружку-непроливайку. Чтобы не было соблазнения попить из соски — уберите бутылочки с глаз.

Наливайте в кружку совсем немного воды. Помогайте малышу, придерживая кружку за дно, чтобы ребёнок не облился. Объясните, что если малыш сильно наклонит кружку, то вода выльется. В первый раз обливаются практически все, так что не ругайтесь и наберитесь терпения, подбадрите и похвалите малыша за его старания. Таким образом с помощью нехитрых манипуляций и Вашего позитивного отношения к процессу малыш быстро научится есть ложкой и пить из кружки сам.

2. Предметы могут перемещаться

— Дайте малышу прозрачную пластиковую бутылку и покажите, как опустить в нее, например, маленькую игрушку. Горлышко у бутылки должно быть узким, чтоб ребенок, если он захочет достать игрушку, не мог просунуть внутрь свою ручку. Покажите ему, что для того, чтобы достать игрушку, нужно перевернуть бутылку, и игрушка сама вывалится. Пусть он попробует сам проделать это упражнение. Если малыш не справляется, то покажите все еще раз, направляйте его, будьте терпеливы. В бутылку стоит опускать те предметы, которые ребенку хотелось бы достать.

— А теперь дайте ребенку непрозрачную емкость(банку из под смеси, кофе, пузырек от витаминов, лекарств, флакон из под шампуня и т.д.) Загляните в нее и скажите: «Ого, что я вижу!» и дайте заглянуть туда ребенку. Пусть попробует достать то, что лежит в банке. Берите емкости разного объема и формы, кладите в них различные предметы и вещества, которые ребенку интересно было бы извлечь (изюм, песок, камешки, пуговицы, мелкие игрушки). Дайте ребенку самому попытаться опускать предметы в емкость, потом доставать их оттуда. Помогайте и показывайте, пока у него не получится. При помощи данного упражнения ребенок научиться отличать большое от маленького, узкое от широкого.

— Когда вы будете купать малыша, то дайте ему возможность наливать и выливать воду из какой — нибудь емкости в ванночку, а лучше из нескольких, различных по размеру, например, тот же пузырек из под витаминов или обычный ковшик, кружку и т. д. Так малыш поймет, что вода помещается в любой сосуд, что она льется.

— Возьмите несколько предметов, одинаковых по форме, но различных по массе. Например: воздушный шар и мячик; кубик, сделанный из бумаги и деревянный кубик; пустая пластиковая бутылка и бутылка, наполненная (водой, песком, мелкими игрушками, камешками). А теперь поднимите оба предмета на одинаковую высоту и предложите ребенку угадать, какой предмет упадет быстрее. Малышу будет интересно наблюдать за быстрым и медленным движением предметов, которые имеют одинаковую форму. Так ребенок научиться отличать тяжелое от легкого.

— Познакомьте своего ребенка с заводными игрушками. Покажите и объясните ему как с ними нужно играть : «Я завожу зайчика. Теперь зайка прыгает. » Сначала ребенок будет следить за вашими действиями и движениями игрушки, а потом пусть попытается сам завести игрушку. Данное упражнение поможет ему научиться открывать двери, где нужно поворачивать ручки, поворачивать ключ в замке и т.д.

3.  Один на другой

— Проверьте, понимает ли ваш ребенок, что один предмет можно поставить или положить на другой? Дайте ему кружку и попросите поставить ее на стол, а подушечку положить на диван. Если он умеет это делать то дайте ему возможность расширить и развить это умение. Соберите несколько разных предметов домашнего обихода, которые можно составить один на другой. Лучше всего взять такие, у которых есть плоские поверхности: упаковки от детского питания, жестяные банки от смесей, крышки от банок и бутылок, пакеты из-под молока, кубики, подушки и т.д. Начните с больших предметов. Покажите ребенку, как поставить их друг на друга, и подчеркните слово на : «Вот, посмотри, я ставлю баночку на баночку». Постройте вместе с ребенком башню из разных предметов. Потом дайте ребенку самостоятельно построить подобную башню, хвалите его и немного подсказывайте. И разрешите сбить башню после того, как он ее построит. С помощью данного упражнения вы не только научите ребенка правильно класть и ставить различные вещи и предметы, но и дадите ему возможность немного развлечься, пошалить.

— Теперь, в качестве основания башни, возьмите крупный предмет, например большой кубик и затем подавайте ребенку всё более мелкие предметы, чтобы он ставил их один на другой — сооружение должно получиться достаточно устойчивым. Потом вы можете дать ребенку сразу несколько предметов, пусть он сам решит, в каком порядке будет их ставить. Возможно, что малыш не последует вашему примеру и не начнет с крупного предмета. Ничего страшного, он сделает это позже, ведь сейчас он только-только учится понимать, что такое размер. Дайте своему ребенку право самому найти путь к тому, как построить башню, чтобы она не упала.

— Чаще старайтесь показывать ребенку предметы, которые вы кладете один на другой: постельное белье, газеты и журналы, вещи в шкафу, тарелки в буфете. Говорите с ним о том, что вы делаете и зачем, и всегда, когда это будет возможно, разрешайте ребенку вам помогать. Ведь детям так нравится, когда на них обращают внимание, просят о помощи. Одним из удобных поводов для этого может стать тот момент, когда вы выгружаете из сумки жестянки с консервами и ставите их на полки.

Турфирмы Новосибирска на веб-сайте http://novosibirsk.givetour.ru/. Все о туризме.

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
Scroll To Top